Педагогическая копилка

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

"ПОЧЕМУ СКУКА ПОЛЕЗНА ДЕТЯМ?" - консультация для родителей

"Мам, мне скучно"...Эта фраза всегда оставляет вас в замешательстве, правда? Вам даже может начать казаться, что вы плохой родитель. Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это контр-продуктивно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.
Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.
Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.
Почему фраза «мне скучно» так часто употребляется детьми сейчас?
Большинство детей прекрасно находят (после недолгих жалоб), чем занять свое свободное время и находят для себя что-то интересное. И дети всегда счастливы в самостоятельной игре. Потому что игра – это детская работа. Таким образом они отрабатывают свои многочисленные эмоции и впечатления. Стоит посмотреть на любую группу играющих детей, и будет заметно, что они сами прекрасно организовывают какие-то действия.
Если дети не могут найти себе занятие, обычно это происходит, потому что:
- Они настолько привыкли к развлечениям на экранах, что не могут заглянуть в себя.
- Их время настолько структурировано, что они просто не умеют развлекаться.
- Им нужно родительское внимание.
Признаемся себе, наше общество воспитывает поколение детей, зависимых от гаджетов. Все планшеты, телефоны, компьютеры и другие технические новинки дают детям настолько яркие впечатления, что все остальное меркнет рядом с этим. Но детям нужны другие, настоящие переживания, они должны взаимодействовать с другими людьми, творить. Дети также должны быть физически активными, они должны уметь сосредотачиваться на знаниях. Поэтому так важно ограничивать, но не лишать, их время работы на компьютере.
Как должны реагировать родители, когда их дети говорят, что им скучно?
Прежде всего, нужно действительно оставить свои дела и сосредоточиться на ребенке хотя бы в течение пяти минут. Если в течение этого времени вы просто пообнимаетесь и пообщаетесь, то ребенок, скорее всего, получит необходимую ему дозу внимания и потом спокойно найдет себе занятие. Если же ребенок не отстает, а вам нужно возвращаться к работе, то предложите ребенку как-то вовлечься в нее, попытайтесь что-то делать вместе. Когда вы уверитесь в том, что «сосуд любви» у него наполнился, можно будет вернуться к вопросу «что делать?» В этот момент у ребенка уже обычно возникают какие-то идеи, и вы можете их поддержать. Если нет, то вы можете сказать ему, что наслаждаться свободным временем – это его работа, и он может просто ничего не делать, и отдыхать.
Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать БАНКУ С ИДЕЯМИ, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:
- Сделать сборник шуток.
- Построить крепость из одеял и подушек.
- Написать письмо бабушке.
- Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
- Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
- Измерить все вещи в доме линейкой.
- Обежать вокруг дома три раза.
- Включить музыку и танцевать.
- Помыть зеркало губкой.
- Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
- Расчесать питомца.
- Нарисовать дерево.
- Сделать кукольный дом из картона.
- Выучить скороговорку.
- Сделать домашнее мороженое.
- Вырыть яму на заднем дворе.
- Рассмотреть, на что похожи облака.
- Сделать бумажный самолетик.
- Вырезать из картона гитару и добавить струны из резинок.
- Раскрасить картинку.
- Сделать открытку на день рождения своими руками.
- Создать план поиска сокровищ с подсказками.
- Устроить кукольный театр в коробке.
- Начать вести дневник.
- Убраться в своей комнате.
- Написать рассказ.
- Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
- Украсить свои канцелярские принадлежности.
- Удивить маму, приготовив обед.
- Сделать зоопарк из мягких игрушек.
- Отметить важные даты в календаре.
- Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
- Приготовить десерт.
- Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
- Устроить цирковое представление.
- Освоить новую карточную игру.
- Написать автобиографию.
- Сделать что-то доброе.
- Создать полосу препятствий.
- Написать хокку.
- Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
- Почитать книгу.
- Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
- Нарисовать необитаемый остров.
- Поиграть в настольную игру.
- Сделать собственную настольную игру.
- Рисовать на тротуаре мелом.
- Играть в классики.
- Поиграть в ресторан.
- Посадить какие-нибудь семена.
- Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
- Плести фенечки из бисера.
- Научиться отбивать футбольный мяч.
- Сделать и наполнить кормушку для птиц.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить кукле ванну с пеной.
Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, у никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет. Конечно, вы должны будете запланировать еженедельную поездку в библиотеку, и вам придется «цеплять» ребенка рассказами о каких-то книгах. Читайте вместе, когда есть время, делая акцент на том, что если захочется узнать, что произойдет с героями дальше, читать нужно будет уже самостоятельно. Большинство детей сами потом хватаются за книги и дочитывают их уже без посторонней помощи. Поначалу лучше выбирать увлекательные и несложные книги. Кстати, здесь есть и обратная сторона медали – ребенок может читать весь день и его нужно отвлекать хотя бы на время. Для этого можно придумать какие-то свои «приманки» или использовать все ту же банку с идеями.
Если же ребенок читать еще не умеет, то в таком случае стоит обзавестись разнообразными играми для детей младшего возраста.

"Если у Вас ребенок - левша" (консультация для родителей)

 У нас в стране, да и во всем мире, не предусмотрены специальные программы для обучения леворуких детей. Что могут сделать родители?
«…НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ…»
Правши пишут правой рукой, а левши – левой, но это не главное их различие. У левшей больше развито правое полушарие мозга, связанное с ориентировкой в пространстве, образным мышлением, эмоционально-чувственной сферой, творческим потенциалом, интуицией.
А логическое мышление, математические способности и речь, за которые отвечает левое полушарие, оставляют желать лучшего. С большей вероятностью ребенку будут легче даваться школьные предметы, требующие творческого подхода – музыка, рисование, физкультура. Но они скорее факультативны и направлены на общее развитие ребенка. А чтение, письмо и математика – главные дисциплины в начальной школе – у левшей обычно вызывают определенные затруднения.
Попытки сделать из малыша правшу могут спровоцировать более серьезные проблемы. В первую очередь - психологические. Попробуйте в течение дня все делать левой рукой: к вечеру вы себя будете чувствовать далеко не лучшим образом! А психика пяти-шестилетнего ребенка еще не успела сформироваться окончательно, ему может грозить даже невротизация – заболевание, требующее длительного лечения. Так что не будем пытаться изменить природу, а постараемся использовать особенности леворукости на благо малыша.
БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ…
Письмо – один из основных и, пожалуй, самых сложных предметов в первом классе. Поэтому необходимо заранее тренировать руки, готовясь к сложному и трудоемкому процессу написания букв. Чаще рисуйте с ребенком. Желательно делать это с помощью цветных карандашей, а не фломастеров: работа с ними требует физических усилий, что служит своеобразной зарядкой для детских ручек.
Еще один способ – штриховка. Раскрашивайте картинки в одном направлении. Это упражнение готовит руку к письму, делает ее движения более уверенными. Обратите внимание на наклон штриховки. При письме буквы ребенка-левши в норме наклонены влево.
Нарисуйте половину бабочки, божьей коровки, ножниц… Попросите ребенка закончить рисунок. Пусть попробует это как левой рукой, так и правой. Это упражнение способствует развитию у ребенка периферийного зрения, что особенно важно при подготовке к школе. 2
А НУ-КА, ПАЛЬЧИКИ!
Мы не станем заставлять ребенка держать ложку или ручку правой рукой. Но тренировать ее необходимо: воздействуя на кончики пальцев рук, мы способствуем активизации мыслительных процессов. Малышу понравиться веселый массаж ладошек, позже пяти-шестилетний ребенок справится с ним самостоятельно. Это левая ладошка,
Это правая ладошка,
Мы и с той и с той ладошкой
Поиграем так немножко:
Как на поле, на ладошке
Будем мы сажать картошку
(поочередно погладить ладошки)
Будем землю мы копать
(слегка почесать ладошки ногтями)
А затем ее ровнять
(с усилием погладить ладошку
костяшками пальцев)
А потом польем немножко,
Чтобы выросла картошка.
(погладить ладонь круговыми движениями)
Грядки ровно проведем
А потом сажать начнем.
(указательным пальцем «нарисовать» на ладошке линии)  На левой ладошке
Посадим картошку
(слегка постучать по ладошке кончиками пальцев)
И всходы картошки
Окучим немножко
(помассировать пальцы
у основания)
Ростки выше к солнцу
Немного потянем…
(потянуть пальцы
от основания к кончикам)
На правой ладошке
Сажать тоже станем.
(повторить массаж на правой руке).
В этом упражнении правая рука выступает как в пассивной позиции, так и в активной, что в целом положительно влияет на координацию работы полушарий мозга.
Сильная сторона левшей – хорошо развитое воображение. Эту особенность необходимо использовать в процессе обучения. Объясняя различие гласных и согласных звуков, расскажите ребенку сказку о стране, в которой жили звуки, имевшие голос и громко высказывавшие свое мнение на всех собраниях: А-а-а! О-о-о-! У-у-у! Ы-ы… Их прозвали гласными. А еще в этой стране жили звуки, голоса не имевшие, но рычавшие, шипевшие и звеневшие: р-р-р, с-с-с, п-п-п… Высказывать свое мнение они не могли, поэтому приходилось им совсем соглашаться. Так их и прозвали – согласные.
Расселите гласные и согласные звуки на разных этажах яркого сказочного домика, нарисуйте его вместе с ребенком. Тогда ваш дошколенок легко запомнит все буквы и сумеет их классифицировать в дальнейшем.
У левшей преобладает образное мышление, поэтому необходимо облекать учебный материал в необычную форму, создавать какой-то образ. В этом поможет использование опорных схем – ребенок-левша усвоит нудные правила легко и весело. Опорные схемы – это те же таблицы, но сделаны они в виде изображений каких-либо предметов: домика, кораблика, дерева. Дайте волю воображению и попросите помощи у своего «левшонка».
ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ…
У ребенка левши обычно хорошо развито чувство ритма. Сложно запомнить все буквы? Выучите их с «Веселой азбукой» С.Я.Маршака. Каждой букве посвящено маленькое стихотворение, очень образно описывающее внешний вид буквы. Ритмичные строчки надолго останутся в памяти ребенка-левши, и он быстро ответит, какая перед ним буква.
Зарифмуйте с вашим ребенком сложные грамматические правила, и занятия по развитию речи и русскому языку превратятся в увлекательную игру.
ТРУДНАЯ МАТЕМАТИКА
Отдельно нужно сказать о математике. У левшей хорошо развито пространственное мышление, поэтому они более сильны в геометрии. А вот математические вычисления даются им с трудом.
Решать примеры и задачи нужно творчески, например, с помощью «Таблицы умножения в стихах» А.Усачева. Математика станет левше понятней, если вы ее зарифмуете. Классический пример: «Пифагоровы штаны во все стороны равны» или «Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит их напополам». Превращайте образовательный процесс в увлекательную игру, и тогда уже к первому классу у вашего малыша появится устойчивый познавательный интерес. А это самое главное условие успешной учебы на протяжении всех школьных лет.
Знаменитые левши - Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс.
Если ваш ребенок – левша (Сильные и слабые стороны ребенка-левши)
«+» Хорошая память на звуки.
Образная память способствует долгому сохранению увиденного впечатления.
Ориентировка в пространстве – помнит как пройти куда-то, даже если был там один раз.
Хорошо развита эмоциональная сфера.
«-» Слабое восприятие устной неэмоциональной речи (информативного содержания).
Сложности с оперированием цифрами, знаками, буквами.
Проблемы с классификацией предметов и понятий.
Сложности с математическими вычислениями.
Незначительное отставание в речевом развитии.

"РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ ХОРОШО БЫЛО ВСЕМ, И РЕБЕНКУ ТОЖЕ…"

     Кажется, ничего тут сложного и нет: несколько часов повозиться с милыми малышами. Какие с ними могут быть проблемы? А теперь представьте: вы остались на целый день рабочий день в компании ребят, и у каждого — свой темперамент, характер, настроение, особенности поведения. Один палец прищемил, у другого истерика при одном только взгляде на запеканку, третий разлил краску на ковер, четвёртый просто мирно спит на ходу и ни на что не реагирует…

    Для того чтобы сотрудничество с воспитателями было плодотворным, а детишки были довольны, родители могут придерживаться некоторых простых рекомендаций.

Рекомендация №1

ОДЕЖДА

     Вот на пятилетнем мальчике модный джинсовый комбинезон с затейливыми застежками, с которыми он ещё не может справиться сам. Значит, перед тихим часом и после него, перед каждым походом в туалет и после него требуется помощь воспитательницы. На девочке из той же группы — платье принцессы с пышной юбкой и феерически прекрасные кружевные колготки. Перед прогулкой это всё надо снять, аккуратно развесить, надеть уличную экипировку. Вернувшись, снять «спецодежду», натянуть колготки и бальный наряд (10 пуговиц на спине и большой бант). Неужели это будет делать сама принцесса? Теперь представим, что в группе 20 человек, и у каждого — свои пуговицы, карабины, кнопки, «молнии», крючки, шнурки, колготки, липучки… Пока воспитатель расстегивает одного, остальные так и стоят в уличной одежде, пропариваются.

        На самом деле, простая и практичная одежда (и обувь), с которой ребёнок в состоянии более или менее справиться сам, — вот идеальный гардероб для детсадовца.

Рекомендация №2

ВОПРОС-ОТВЕТ

        У каждого родителя найдется очень срочный вопрос, который надо непременно обсудить с утра, — как раз, когда вы заводите в сад ребёнка. Пока вы уточняете, к какому числу надо принести поделку, в голову приходят вопросы про кисточки для рисования, полдники, утренники и субботники. К разговору подключаются активный чужой папа и любопытная бабушка из соседней группы… Да, все пункты важные и требуют ответа. И воспитатель слушает, объясняет, успокаивает, обещает узнать у заведующей. Тем временем в комнате, где дети остались практически без присмотра, становится очень шумно или, наоборот, пугающе тихо…

      На самом деле, лучше заранее договориться о том, что вы хотели бы пообщаться, назначить время и дать воспитателю время обдумать ответы, подготовиться к беседе (например, принести какие-то документы или в спокойном режиме собрать в отдельную папку шедевры ребёнка, которые вы хотели бы забрать).

Рекомендация №3

ИГРУШКИ И АКСЕССУАРЫ

    Понятно, что, если ребёнок только вчера получил в подарок вожделенного динозавра, который страшно ревёт и мигает лампочками, ему трудно с ним расстаться. Но понятно и то, что, если принести кровожадного ящера в сад, с ним захотят поиграть другие дети. Возможно, всё пройдёт мирно. А, возможно, будут скандалы, шишки, слёзы и выломанные «с мясом» лампочки. Навороченные игрушки вносят смятение в детский коллектив, и это факт, который надо принять и усвоить. В саду не место даже недорогим, но громким игрушкам, — с рычанием, сиреной и песенками: в комнате, где собралось 20 маленьких мальчиков и девочек, и так достаточно шумно.

        На самом деле, машинки на радиоуправлении, модные говорящие куклы, а также гаджеты и дорогие аксессуары могут остаться дома. С собой берём только маленькое, недорогое (и тихое).

Рекомендация №4

РАСПОРЯДОК ДНЯ

      Дети уже почти доели завтрак, как бабушка привела Тиму. Он тоже голодный! Ему положили каши и подождали. Сели за поделки. Только все, включая сытого Тиму, научились вырезать осенние листочки из цветной бумаги, как привели Марусю. Подождали, пока она тоже вырежет листок. Собрались гулять, но тут пришёл Саша. Он одет для улицы, но ему очень-очень надо забежать в туалет… Пара минут здесь, пара — там, а дети гуляли меньше, чем нужно, обедали без аппетита и спать отправились с капризами. Если вы постараетесь придерживаться графика, это упростит жизнь всем и прежде всего детям.

    На самом деле, если Вы знаете, что задержитесь, предупредите и уточните у воспитателя, когда лучше привести ребёнка: может быть, не смысла нестись из поликлиники бегом, а лучше идти медленно и прийти как раз прогулке?

Рекомендация №5

КОМПРОМИССЫ

   Кто бы спорил, мама и папа знают, что лучше для ребёнка. Нередко родители приходят в сад уже на взводе и начинают рассказывать, как управляться с сыном или дочкой: «Нет, тихий час ему не нужен, вы лучше поиграйте. Полдничать не сажайте: почитайте ему что-нибудь. И на утреннике дайте хорошую партию: у меня ребёнок любит выступать». Жизнь в саду идёт по расписанию: хороший воспитатель постарается найти подход к каждому, но то и дело перестраивать график не сможет. Да и у разных родителей могут быть совсем разные взгляды на то, кому доверить главную партию на концерте…Новая среда, непривычные ритуалы, необходимость учитывать интересы других — всё это тоже может стать полезным опытом для ребёнка.

      На самом деле, будьте готовы обсуждать и договариваться, а не требовать. Если ребёнок бодр и доволен, значит, воспитателю можно доверять.